Труды и дни и дни Сибирского отделения РАН: заметки о науке за 2009 год

Регистрация | Забыли свой пароль?
18.05.2010

Старейшая в России исследовательская организация - Академия наук - в последнее время находится под пристальным общественным и журналистским вниманием. Стоящие перед страной задачи требуют, как неоднократно говорилось, "прорывных решений" в научно-инновационной сфере. Сегодня мы публикуем заметки о работе крупнейшей организации РАН - ее Сибирского отделения. Только за один год - последний, 2009-й. Недавно прошедшее годичное общее собрание Сибирского отделения РАН (СО РАН) дало Андрею Соболевскому богатый материал для понимания того, как работает сегодня наука.

Паспортные данные

Сибирское отделение РАН (ранее СО АН СССР) основано в 1957 году группой советских ученых во главе с академиками Михаилом Лаврентьевым, Сергеем Соболевым и Сергеем Христиановичем при поддержке Никиты Хрущева. Сегодня СО РАН состоит из 9 научных центров на территории СФО, УФО (Тюменский) и ДВО (Якутский). Больше половины кадрового, имущественного и научно-технического потенциала сосредоточено в новосибирском Академгородке. Совокупный бюджет 2009 года - 15,9 миллиардов рублей. Общая численность занятых - 29 600 человек. Из них 128 членов РАН, 1891 доктор и 4905 кандидатов наук. Средний заработок научного сотрудника СО РАН составил в 2009 году 43 100 рублей.

Бесконечный топ-список

На официальном сайте Сибирского отделения размещена информация о 454 инновационных разработках - именно готовых для реальной экономики, а не открытий или идей, требующих дальнейшего развития. 69 наиболее значимых достижений СО РАН были представлены в докладе его руководителя, академика Александра Асеева, на Общем собрании. Но это был очень сокращенный вариант: полный же, розданный участникам собрания, содержал материал, в несколько раз больший по объему, при этом он тоже был выжимкой, квинтэссенцией самого важного... только за минувший год! В ответ на вопрос о выделении какого-либо краткого топ-списка для прессы Асеев отрицательно покачал головой: далее сокращать невозможно, обязательно выпадет что-либо на самом деле выдающееся.

Прощай, ручное управление

Как бы ни прижилась фраза о госуправлении "в ручном режиме", его методический анахронизм очевиден и напоминает о Ким Ир Сене, который всем и вся "руководил на месте". Идеи "электронного правительства" и "онлайн-управления" пока что висят в воздухе. Зато "на местах" с участием Сибирского отделения РАН начинают переходить к моделям комплексных информационно-управленческих структур. В Красноярском крае власти уже пользуются системой мониторинга социально-экономического развития, разработанной на базе Института математического моделирования СО РАН под руководством член-корреспондента РАН Владимира Шайдурова. В декабре 2009 года ее показали постпреду президента России в СФО Анатолию Квашнину. Он отметил такие преимущества этой системы, как возможность территориальных и отраслевых срезов информации, а также ее горизонтальную и вертикальную открытость, когда губернатор и глава сельской администрации имеют равный доступ к данным. На вопрос о том, что нужно для распространения социально-экономического мониторинга на всю Сибирь, Квашнин ответил одним словом: "Воля". "Прототипом системы электронного государственного управления" назвал эту разработку академик Асеев.

Ученые Сибирского отделения - прежде всего экономисты - на постоянной основе готовят стратегии развития отдельных территорий и всего округа в целом, на перспективы различной глубины. Институтом систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН (Иркутск) создан стратегический сценарий развития топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и Дальнего Востока до 2030 года, Институтом экономики и организации промышленного производства - стратегии развития Новосибирской области, городов Новосибирска и Бердска. Естественно, что с такой же обстоятельностью СО РАН подходит к планированию собственной деятельности: концепция развития Сибирского отделения до 2025 года получила одобрение президента России Дмитрия Медведева и находится уже в качестве рабочего материала в правительстве и Государственной думе.

Из-под земли достать!

Для дальновидного руководства сырьевые запасы - не проклятье, а благословение на будущее. Новые месторождения академик Асеев на Общем собрании назвал "стратегическим конкурентным преимуществом России". Геологи и геофизики СО РАН в 2009 году подытожили результаты двух больших исследовательских проектов. Институтом нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука (ИНГГ) сделана оценка перспектив нефтегазоносности Енисей-Хатангского регионального прогиба. Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева исследовал потенциальную алмазоносность Сибирской платформы с выделением перспективных площадей на открытие коренных и россыпных промышленных месторождений. Оценка прогнозных ресурсов составляет 145 миллионов каратов - то есть многие миллиарды долларов.

Быстро совершенствуется и методика поисков. Геофизической службой СО РАН совместно с ИНГГ разработана методика и аппаратура для комбинированных геофизических работ с водной поверхности. Это очень актуально для регионов, испещренных реками и озерами: например, Ямало-Ненецкого автономного округа или Якутии. Испытания, в частности, проходили на Лене. На сводном сейсмоэлектрическом разрезе хорошо просматриваются аномальные зоны, приуроченные к возможным залежам углеводородов. Но не следует думать, что сибирские геологи только тем и занимаются, что ищут новые месторождения. Это невозможно без расширения знаний об устройстве Земли и ее ареалов. Поэтому в 2009 году экспедиции знаменитого Лимнологического института провели батиметрическую съемку дна южной и средней котловин озера Байкал на площади 15 000 квадратных километров. Выявлено множество новых подводных структур, проливающих свет на происхождение и строение Байкала.

Мыши особого назначения

Между прочим, 2009 год был еще и Международным годом лабораторной мыши. В этом же году по совпадению в Новосибирске завершались работы по созданию SPF-вивария. Он вступил в действие как часть Института цитологии и генетики (ИЦиГ) СО РАН, но сразу в статусе центра коллективного пользования. SPF - это Specific Pathogen Free, отсутствие патогенных микроорганизмов. SPF-виварий ИЦиГ СО РАН имеет три изолированные барьерные зоны, позволяющие обеспечить карантинный контроль вновь поступающих животных, их племенное разведение и использование в экспериментах. "Это уникальный объект на территории от Урала до Тихого океана, - считает директор ИЦиГ академик Николай Колчанов. - К нам уже пришло 6 обращений, последнее - от Московского университета, по содействию в организации и развертыванию подобных комплексов в других регионах России". Логично, что руководство СО РАН ставит в правительстве вопрос о поддержке вивария как первого национального Центра генетических ресурсов лабораторных животных.

Мышь - оптимальный опытный организм по соотношению "цена-размер-близость к человеку". На мышах ученые Института химической биологии и экспериментальной медицины СО РАН получили в 2009 году очень обнадеживающий результат. Они обнаружили антиметастатическую активность нуклеаз - ферментов, расщепляющих нуклеиновые кислоты. Сначала у подопытных мышей инициировали опухоли, затем вводили ферменты. Выяснилось, что внутримышечное введение РНКазы А и ДНКазы I приводит к подавлению метастазов в легких и печени более чем на 90%. Конечно, об универсальном средстве против рака говорить рано, но свет в конце тоннеля обозначился...

Со слов директора SPF-вивария ИЦиГ Михаила Мошкина, в мире около 20% лабораторных мышей идет на испытания новых материалов и продуктов. Как раз в этом институте в 2009 году прошли испытания нанопорошка "Таркосил". Также разработанный в Сибирском отделении РАН, он уже производится бочками и применяется для производства лакокрасочной продукции, наночернил, особо жаропрочных кирпичей и других изделий. Опыты показали: в ответ на экспозицию наночастицами "Таркосила-25" в легких мышей развивается воспалительный процесс, начинаются другие патогенные изменения. Ибо не всякое "нано", полезное для производства, столь же полезно для организма.

Лучше поздно

17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшая семьдесят жизней и причинившая огромный ущерб. Единственной сейсмостанцией, работавшей в момент крушения, была станция "Черемушки" Геофизической службы СО РАН. Сотрудники этой службы проанализировали записи сейсмических колебаний в момент аварии и установили, что причиной аварии явился не гидроудар, а разрушение шпилек крышки второго гидроагрегата из-за вероятного совпадения собственных частот агрегата с собственной частотой крышки.

Анализ спектров когерентности на записях, полученных в теле плотины, позволил установить, что крупных нарушений в нем не произошло. По заданию рабочей группы РАН на основе посещений Саяно-Шушенской ГЭС были проведены предварительные расчетные оценки причин, источников и сценариев катастрофы. А экспертиза Института физики прочности и материаловедения СО РАН ответила на вопрос, почему злосчастные шпильки второго агрегата не выдержали: они были изготовлены из стали ненадлежащего качества. На будущее в Сибирском отделении разработана модель живучести многокомпонентных систем (несущие разъемные соединения конструкций силовых агрегатов атомных реакторов, гидроагрегатов, газовых турбин), учитывающая накопление повреждений при нестационарных режимах и перераспределение аварийных нагрузок при наличии полностью или частично отказавших элементов.

Другой ареной "экстренного научного вмешательства" и в прошедшем году, и в настоящее время является Байкал. После повторного запуска Байкальского целлюлозно-бумажного комбината ученые Иркутского и Бурятского научных центров СО РАН направили специальное обращение к премьер-министру России Владимиру Путину. К нему прилагалась аналитическая записка, утвержденная заместителем председателя Президиума ИНЦ СО РАН, председателем Научного совета СО РАН по проблемам озера Байкал академиком Михаилом Кузьминым. В ней, помимо экономических выкладок, касающихся деятельности и успешного развития Байкальска в альтернативных БЦБК вариантах, приводились цифры по сбрасыванию сточных вод и отходов производства в озеро Байкал и подробно описывались последствия, к которым может привести отравление воды теми или иными химикатами - вплоть до, увы, заболеваний человека. Помимо этого, в аналитической записке напоминались условия, на которых Байкал был признан всемирным природным наследием ЮНЕСКО, в том числе и "перепрофилирование Байкальского ЦБК в целях ликвидации его как источника загрязнения".

А пока (надеемся, что все же "пока") комбинат работает, председатель СО РАН академик Асеев на встрече с журналистами обозначил три условия работы "сибирской академии" по байкальской проблеме: "Первое - специалисты Сибирского отделения должны быть допущены непосредственно на комбинат. Второе - передать в структуру СО РАН ведомственный институт экспериментальной токсикологии, чтобы вся цепочка от пробы до результата анализа была прозрачной. И третье - сформировать федеральную целевую программу "Байкал", в подготовке которой мы готовы участвовать".

Девять мегапроектов на пятнадцать лет

Наверное, все же главным событием годичного Общего собрания СО РАН было объявление академиком Асеевым списка так называемых проектов mega science, которые Сибирское отделение намерено осуществить в соответствии с принятой Концепцией развития СО РАН до 2025 года. Термин mega science - достаточно условный, он может включать сооружения, установки, организационно-технические решения, которые объединяют три основных свойства: крупный масштаб (и дороговизну), принадлежность к быстро развивающимся отраслям знания, а также возможность междисциплинарного и международного использования. Наиболее крупные и известные проекты mega science - орбитальная станция МКС и Большой адронный коллайдер.

Собственные космические объекты Сибирское отделение пока не планирует, зато свой электрон-позитронный коллайдер (супер чарм-тау фабрика) и синхротронный источник 4-го поколения в списке значатся номером первым. "Этот проект должен не только подтвердить лидерство Института ядерной физики в тех областях, о которых идет речь, но и создать новые технологии", - считает академик Асеев. В Иркутской области планируется создание Национального гелиогеофизического комплекса, в Новосибирске - нефтегазового центра с кернохранилищем и современным петрофизическим и аналитическим оборудованием.

Здесь же, в Академгородке, на базе Института теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича, предстоит монтаж новой гиперзвуковой аэродинамической трубы АТ-304, которая по основным реализуемым параметрам (числа Маха и Рейнольдса) будет превышать существующий мировой уровень в гиперзвуковом диапазоне скоростей. Рабочий поток диаметром в 1 м должен имитировать движение аэрокосмического аппарата в диапазоне от 4- до 20-кратной скорости звука. "Проблема гиперзвука стоит очень остро, - считает А. Асеев. - В этой области в самое ближайшее время ожидается прорыв, и пока есть вероятность не войти в число стран, владеющих этими технологиями. Вообще говоря, нужен международный консорциум, который де-факто существует, но надо его ввести в нормальные организационные рамки".

Если же говорить о mega science "оболочечного типа", то нельзя обойти вниманием корпус Института углехимии и химического материаловедения (Кемеровский научный центр СО РАН, ориентировочная стоимость - 0,4 млрд.рублей). "Речь идет о создании крупного научного центра, подобного новосибирскому, иркутскому или красноярскому, - прокомментировал этот проект А.Асеев, - Недавно я был на инаугурации губернатора Кемеровской области, где было принято решение о строительстве кемеровского Академгородка. Там очень хорошие перспективы". Председатель Президиума Кемеровского научного центра академик Алексей Конторович добавил: "У нас сложилась уникальная и парадоксальная ситуация - в стране практически не осталось институтов, которые бы занимались улучшением технологий добычи и обогащения угля. При этом у нас смертность в угольной промышленности в 3 раза выше, чем в США, а производительность в семь раз ниже".

В числе других проектов mega science СО РАН следует выделить Центр мониторинга социально-экономических процессов и природной среды Сибирского федерального округа, о котором сказано выше: уже работающая комплексная система требует и территориального расширения, и организационного оформления, и, что немаловажно, - дополнительных затрат ( около 0,2 млрд рублей) на новое оборудование.

Известия науки

Возврат к списку публикаций


Ваше мнение о статье

Интернет-ресурсы

Популярные тэги ntsr.info

Нано в играх

Нанотехнологическое общество России

email: orgnanosociety@mail.ru