В России графен не в фаворе

Регистрация | Забыли свой пароль?
31.10.2010

Только что завершился шум по поводу присуждения ученым - выходцам из России, работающим зарубежом, Андре Гейму и Константину Новосёлову, Нобелевской премии по химии за графен, об уникальных фундаментальных особенностях которого пишут буквально все, кому не лень (и многое из этого правда!). Более того, именно этот материал имеет один из самых высоких (и, видимо, самых близких по срокам воплощения) инновационных потенциалов (практического применения), если следовать терминологии Министерства Образования и Науки. Однако, единственная заявка в рамках ОТКРЫТОГО ПУБЛИЧНОГО конкурса по поддержке "ведущих ученых" о развитии "графеновой лаборатории" в России в самом крупном ВУЗе страны (МГУ) не была поддержана, несмотря на то, что ее подавал ученый, входящий в десятку лучших химиков мира. Видимо (это стоит только предполагать...), всемирно признанные достижения профессора Джеймса тура из Rice University, возможности МГУ, присуждение Нобелевской премии по тематике проекта и близкие перспективы коммерческого использования графена не удовлетворяют критериям вышеозначенного конкурса...

Сначала цитата с официального сайта МОН: "29 октября Совет по грантам Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований определил имена 40 учёных - победителей открытого публичного конкурса на получение грантов Правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах. "Конкурс был достаточно жёстким, поступило 507 заявок. После детального обсуждения путём голосования был составлен рейтинг. Совет принял решение, что победителями будут признаны 40 ведущих учёных, заявки которых при рейтинговании набрали более половины голосов членов Совета", - отметил председатель Совета, Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. "Учитывая пожелания российских и зарубежных учёных, было принято решение о проведении второго конкурсного отбора, который будет объявлен в ближайшее время. Во втором конкурсе смогут принять участие и учёные, которые не подавали заявок на первый конкурс, и учёные, которые не вошли в число победителей", - подчеркнул А.Фурсенко. К основным задачам научных исследований, проводимых под руководством ведущих учёных в российских вузах, отнесены создание в вузе исследовательской лаборатории международного класса; получение научных результатов мирового уровня; подготовка высококлассных специалистов; трансфер в экономику перспективных разработок. Среди победителей 20 учёных имеют российское гражданство (из них 6 имеют двойное гражданство). Постоянно проживают в России - 5 учёных. Среди зарубежных учёных 10 имеют гражданство США (из них 4 имеют двойное гражданство), 7 - граждане ФРГ. Гранты выделяются в размере до 150 млн. рублей каждый на проведение научных исследований в 2010-2012 годах с возможным продлением проведения научных исследований на срок от 1 до 2 лет. Общий объём средств федерального бюджета, который получат победители первого конкурса, составит 5,33 млрд. рублей (1,10 млрд. руб. в 2010 году, 2,33 млрд. руб. в 2011 году 1,90 млрд. рублей в 2012 году). Участниками конкурса могли стать российские и иностранные ведущие учёные, занимающие лидирующие позиции в определённой области наук. В конкурсной документации нет ограничений по гражданству и стране постоянного проживания ведущего учёного. По условиям конкурса необходимо личное руководство лабораторией (т.е. с очным присутствием ведущего учёного в российском вузе) и проводимыми научными исследованиями не менее 4 месяцев в календарном году, начиная с 2011 года."

По сообщению STRF, {начало цитаты} "... результаты отбора 40 лучших могут вызвать некоторое удивление. С одной стороны, большинство победителей – учёные хорошего мирового уровня. Как и предполагалось, выиграли и нобелевский лауреат, биомедик Ферид Мурад (Университет Техаса, приезжает в Московский медико-стоматологический университет) и обладатель медали Филдса, математик Станислав Смирнов (Женевский университет, приезжает в СПбГУ). Среди победителей: легендарный физик-либерал Владимир Захаров, гуру биоинформатики Павел Певзнер, сильнейшие отечественные биологи средних лет - Сергей Лукьянов и Пётр Чумаков, обладатели сверхвысоких индексов цитирования - физик Юрий Кившар из Австралии и биомедик Борис Животовский из Швеции, крупный исследователь Арктики Йорн Тиде и другие.

С другой стороны, значительное количество не менее известных и цитируемых учёных, особенно «настоящих» иностранцев, в число победителей не вошли. В основном они уступили не столь успешным по наукометрическим критериям коллегам из России и русскоязычным соотечественникам. Причём такой перекос совпал с дисбалансом по научным дисциплинам. Так, проиграл один из сильнейших современных химиков Алекс Белл с индексом Хирша 77 (индексы Хирша в статье приведены для ознакомления, точные значения проверяйте по соответствующим наукометрическим базам - STRF.ru), которого ждали в НГУ, а также несколько именитых химиков рангом пониже. На всю химию пришёлся только один победитель, несомненно, достойный – Александр Кабанов.

Ещё большим сюрпризом стало полное отсутствие победителей по нанотехнологиям. Проиграли и Джеймс Тур (Хирш 68, в расцвете лет), и Николай Леденцов (ученик Алфёрова, Хирш равен 54). Глебу Сухорукову из Лондона (Хирш 57) не помогло даже то, что он подавался в региональный Саратовский университет. Всего по нанотехнологиям было подано 34 заявки, а, скажем, по машиноведению – 4, но победитель-машиновед есть.

С Беллом, Туром, Леденцовым или самым цитируемым российским участником конкурса Русланом Валиевым (Хирш 59-60) можно на равных поставить лишь часть из победителей. Попробуем предложить несколько объяснений таким диспропорциям.

Во-первых, сильнейшие учёные, за исключением Сухорукова, подавались в сильнейшие вузы, по которым число победителей было заведомо меньше числа поданных заявок. Так, МГУ подал 30 заявок, а выиграл 6. НГУ выиграл 3 мегагранта, по 2 получили ГУ-ВШЭ, МФТИ, ТПУ, ННГУ, ЛИТМО, СПбГУ, СФУ. Кстати, за бортом остались оба пилотных национальных исследовательских университета – МИСиС и МИФИ.

Во-вторых, проекты по привлечению высокоцитируемых «настоящих» иностранцев могли уступать по проработанности проектам с участием российских соотечественников, которые в итоге и составили большинство победителей (15 человек живут вне РФ с российским гражданством, ещё несколько говорят по-русски, но гражданство утратили).

В-третьих, победителей в целом мало, конкурс получился выше 12 заявок на мегагрант.

...

Проблематичен и сам способ определения победителей: каждый член совета тайно распределял 40 голосов по выбранным кандидатам. Возможно, стоило применить европейскую практику открытого обсуждения каждой заявки и коллективного принятия решения. Не добавляет оптимизма и решение членов совета отказаться от рассылки рецензий экспертов проигравшим заявителям. Правда, в конце встречи Андрей Фурсенко сообщил, что, возможно, желающим повторно принять участие будут направляться некие указания по совершенствованию заявки - видимо, формального свойства." {конец цитаты}

Теперь просто (для примера) несколько "небольших" фактов о Джеймсе Туре:

входит в десятку лучших химиков мира (по версии Web of Science, объективная статистика по количеству цитирований за последние 10 лет, используемая для предсказания возможных лауреатов Нобелевской премии, которая не раз срабатывала, хотя и не сразу);

Индекс Хирша - 70, количество цитирований - 24104 по 397 статьям, за последние 5 лет статьи Тура получали не менее 2500 цитирований ежегодно (по последним данным Web of Science);

ученик Ейчи Негиши, Нобелевского лауреата по химии 2010 г, многолетний коллега и единомышленник Ричарда Смолли, Нобелевского лауреата по химии 1996 г.

имеет богатый опыт организации "с нуля" эффективно действующих научных групп;

добился всемирно признанного успеха в разных областях химии/нанотехнологий, таких как молекулярная электроника, наномашины, углеродные нанотрубки и графен.

получил огромное количество престижных премий, включая премию Фейнмана в области нанотехнологий (2008 г);

имеет опыт сотрудничества как с действующими научными группами в МГУ, так и нашими соотечествениками - выпускниками МГУ, эффективно работающими в его группе;

автор многочисленных и в высшей степени оригинальных "горячих" статей в журналах семейства Nature, в том числе о графеновой памяти, графеновых лентах и других.

... остальное можно посмотреть на странице Джеймса Тура.

Остается только извечный вопрос - ПОЧЕМУ???

Нанометр

Возврат к списку публикаций


Ваше мнение о статье

Владислав Илюшин, 10.11.2010 12:28:43
Понятно. что дело не в графене, а в политике внедрения нужных научных достижений. Вокруг научных центров по мировому опыту должны буквально роиться малые венчурные предприятия, готовые подхватить изобретение или открытие, чтобы сделать на нём деньги. Пока же научное финансирование сосредоточенно в крупных городах, Москве и Питере, а открывать там малые предприятия, тем более с опытным производством очень накладно, в малых городах и аренда дешевле и рабочая сила. В этом аспекте тупо звучит очередной афоризм Фурсенко "Если закон потребует, чтобы все российские вузы обязательно занимались наукой, то две трети вузов придется закрыть". Пока же предприятиям в глубинке очень тяжело с рекрутированием квалифицированной рабсилы, на "хачиках" далеко не продвинешься во внедрении новых достижений. Молодёжи глубинки учится в Москве и Питере очень накладно, даже на бюджетных местах, вот она предпочитает учиться "дистанционно" на гуманитарные специальности юристов и экономистов на месте. Большую науку малые вузы не сделают, это понятно.Но если малые вузы закрыть, то следом большие закроются сами за ненадобностью в сфере производства.
Валерий Гумаров, 10.11.2010 10:54:16
Дело, по большому счету, не в графене, а в методике внедрения изобретений и в практике применения научных открытий.
Если в корень посмотреть, то ученому не шибко больно нужно практическое внедрение плодов его работ. Ему более интересно продолжение работ. А практическое внедрение, по сути, означает прекращение научного поиска. Дело сделано, и к процессу подключаются хваткие ребята, которым автор изобретения или открытия уже не интересен. Они в свои руки получают инструмент для делания денег. И автор им в этом деле только помеха и лишний расход.
Потому ученые и не торопятся с внедрением результатов своих изысканий, а инвесторы пролетают с инновациями. Пролетают потому, что при внедрении куча тонких мест появляется, тонкости понимает только автор, а он уже не у дел.
Владислав Илюшин, 01.11.2010 09:42:01
Цитата: "Если закон потребует, чтобы все российские вузы обязательно занимались наукой, то две трети вузов придется закрыть".Слова министра прозвучали в ходе научно-практической конференции на тему «Современные подходы к формированию законодательных основ образования», которая проходила в Фундаментальной библиотеке МГУ под эгидой Российского союза ректоров.
И кто же тогда будет в РФ графеном заниматься, если в МГУ не хотят, а другим средств не дают?
Перейти к обсуждению на форуме >>
Интернет-ресурсы

Популярные тэги ntsr.info

Нано в играх

Нанотехнологическое общество России

email: orgnanosociety@mail.ru