В науке главное – финансирование

Регистрация | Забыли свой пароль?
24.06.2010

"Только очень большое внимание государства, которое должно вкладывать в развитие науки и технологий, даёт какой-то положительный эффект", - заявил в столице Чувашии в рамках III Чебоксарского экономического форума член Европейской академии наук, директор Международного исследовательского центра по нанотехнологиям, президент Израильской ассоциации изобретателей, член Центрального правления Нанотехнологического общества России, профессор Олег Фиговский. По его словам, такие выводы позволяет сделать опыт Израиля, который сегодня занимает первое место в мире по количеству учёных на 10 тыс. населения, третье место по количеству изобретений в абсолютном выражении и является лидером по бионанотехнологиям в медицине, передаёт корреспондент ИА REGNUM Новости. "И занимает очень высокое место по тому, сколько государство вкладывает в науку и экономику. Израильские изобретатели продолжают завоевывать мировой рынок этих изобретений, что говорит о том, что ведущие компании страны очень легко и за очень дорого продаются за рубеж", - сообщил докладчик.

Продолжая аргументировать свою позицию, Олег Фиговский заметил, что на одном из совещаний, посвящённых развитию науки, выступал архиепископ, "который минут 40 объяснял, что главное в русской науке - это духовность": "Я абсолютно согласен, бездуховная наука вряд ли кому-то нужна. Но весь смысл заключается в том, что после этого выступал я, и как представитель Израиля должен был сказать, что в науке главное, простите меня, финансирование. Какая бы ни была высокая духовность, но без соответствующего технологического и научного оборудования вряд ли что-то можно сделать".

Израильский эксперт подчеркнул, что ещё один "очень важный вопрос - как это дело управляется" и привёл пример, который, по его мнению, "покажет разницу в эффективности управления". "Вы знаете, что существует такая большая организация - РОСНАНО. Честь и хвала, хорошо, что она создана, замечательно. В ней сейчас около 700 сотрудников. Они недавно отчитались о своих грандиозных успехах", - начал Олег Фиговский, отметив, что РОСНАНО вложило "пока какую-то очень малую долю денег в реальное производство", в итоге пущено, по разным данным, от 3 до 8 реальных производств: "Реальной-то промышленности нет, есть только вкладывание денег и получение прибыли. Но это хорошо, они хоть не потеряли эти деньги". И сообщил, что в Израиле также существует своего рода аналог этой организации: "Она существует примерно столько же времени, как РОСНАНО. Мы пока пустили только 28 новых производств по нанотехнологиям за этот период. Но вот что интересно, я всем задаю вопрос, а как вы думаете, сколько же народу работает там?... 1,5 человека - исполнительный директор на полставки и инженер-координатор на полную ставку. И его зарплата существенно ниже, чем в РОСНАНО".

"Я думаю, что это очень важно, потому что когда государство считает, что главное - это разогнать бюрократию, от этого толку мало", - сказал Олег Фиговский, акцентировав также внимание на том, что в Израиле процесс выделения денег занимает примерно 1 месяц, в то время как в РОСНАНО - приблизительно 1,5-2 года: "Очень тяжело так работать. Все эти согласования, прочее, они очень мешают". Эксперт также сообщил, что РОСНАНО в течение уже полутора лет пытается подписать соглашение с израильской организацией, занимающейся нанотехнологиями: "Но есть очень большая проблема: чтобы вести работу с РОСНАНО, нужно ещё дополнительно человека принять. У нас нет лишних людей, поэтому всё на стадии согласования".

Олег Фиговский также акцентировал внимание на том, что в Израиле впервые была внедрена "очень интересная" система государственной поддержки: когда государство даёт на реализацию проекта 80% средств и "берёт за это только 20% акций": "Потому что государству важно, чтобы развивались новые технологии, потом оно возьмёт это всё в виде налогов и т.д. Но самое интересное - это не банковская ссуда. То есть если у вас проект получился неудачным, а государство вложило, то вы ничего не возвращаете. То есть у автора нет риска".

Эксперт привёл ещё один пример. По его словам, во время очередного визита в Израиль делегации РОСНАНО один из российских академиков поинтересовался у коллег в университете Тель-Авива, "какая польза профессорам университета от того, что строят какие-то заводы", от внедрения производства. Ему, в частности, ответили, что аспиранты, к примеру, защищают докторские диссертации. "Надо сказать, что центр нанотехнологий в Тель-Авиве был в то время самый молодой. И ему ответили, что мы ещё совсем молодые, у нас мало результатов и только восемь профессоров нашего университета, которые занимаются нанотехнологиями, в результате стали миллионерами. Тут как-то ему стало очень плохо, потому что привести пример академика, который стал миллионером, было затруднительно". "У нас каждый университет имеет отдельную компанию по развитию технологий, и она не является структурным подразделением, это отдельная компания, - продолжил Олег Фиговский, отметив, что с созданием новых технологий университет получает процентов 20, учёные, "естественно, больше".

Эксперт в своём выступлении также заверил, что в Израиле - "минимальные последствия от кризиса", так как здесь нет ипотечных кредитов, "страна не занимается продажей ресурсов": "То есть мы не продаём нефть, газ. У нас этого нет. А вот высокие технологии всегда нужны".

Олег Фиговский в своём докладе "Наука управлять наукой", говоря о роли науки в развитии цивилизации, подчеркнул, что России нужны перемены. В частности, он отметил, что в подготовленном Институтом системного анализа РАН прогнозе "прослежено развитие 160 направлений фундаментальных исследований... до 2010 года": "Понять же, что будет после этого рубежа и как управлять наукой, обеспечивать её ресурсами, в институте не пытаются". По мнению учёного, особо нуждается в реформе проектная деятельность, которая уже сегодня могла бы не только обеспечить выполнение многих проектов, но и пополнить бюджет фундаментальных и прикладных наук: "В России главное препятствие - отсутствие инфраструктуры. Нельзя сказать, что ничего не делается - создаются реестры проектов, системы экспертных оценок и т.д., но этого недостаточно".

Докладчик подчеркнул, что в мире немало государственных и частных фондов, выделяющих гранты на инновации: "Увы, эти огромные деньги, подчас расходуемые неэффективно, пока не доходят до России. При этом расклад таков: в России масса невостребованных проектов, а на Западе полно компаний-теней, занятых поиском проектов. Если такая компания найдёт перспективный проект, её стоимость возрастёт в тысячи раз".

Фиговский особо подчеркнул, что без развития фундаментальной и прикладной науки России не выйти из системного кризиса. Для роста научно-технического потенциала, как полагает эксперт, необходим высокий уровень образования, "несмотря на пропасть между 60-летними профессорами и 25-летним аспирантами и отсутствие современных учебников": "Обойдя в Москве многие книжные магазины и выразив недоумение в связи с отсутствием современных, в том числе переводных, учебников по физике, биохимии, молекулярной биологии и другим быстро развивающимся областям науки, автор был сражён наповал убийственным ответом "специалистов": "Учебники не стареют!". Хочется напомнить, что под образованием понимается не сумма застывших знаний, а умение быстро освоить новое". Вторая предпосылка - это наличие "обширной российской "интеллектуальной ойкумены" по всему миру". По словам Фиговского, к примеру, в Израиле технический рост обусловлен "во многом выходцами из СССР", то есть малой частью интеллектуального потенциала, которым располагает Россия". И высказал мнение, что уже одно это позволяет верить в технологическую революцию в России в ближайшие годы.

Третья предпосылка - собственный потенциал инвестиций. "Как известно, по числу миллиардеров Россия уже вышла на второе место в мире, а миллионеров в одной Москве... А ведь многие из них имеют высшее образование и опыт работы в науке", - заметил эксперт.

Олег Фиговский в завершение также подчеркнул, что "превращение науки в основу экономики страны и подлинная реформа управления наукой немыслимы и без непрерывного растущей потребности в ней самого общества".

ИА REGNUM


Возврат к списку публикаций


Ваше мнение о статье

Валерий Гумаров, 13.07.2010 12:36:55
Если быть совсем точным, то по решению Наблюдательного совета штат сотрудников госкорпорации РОСНАНО не может превышать 450 человек. По официальным данным РОСНАНО, с момента начала приема запросов (1 апреля 2008 г.) и по 2 июля 2010 года в РОСНАНО поступило свыше 1 680 запросов на финансирование проектов. По состоянию на 2 июля 2010 года наблюдательным советом Корпорации было одобрен 81 проект с общим бюджетом более 277 млрд. рублей, включая софинансирование со стороны РОСНАНО в объеме свыше 114 млрд. рублей.

Что касается сроков работы с проектами, поступающими в РОСНАНО... Кто хоть краем бока сталкивался с инновациями в России, может только посочувствовать менеджерам госкорпорации. По уставу РОСНАНО должна рассматривать любой проект, по которому подана заявка. Истосковавшиеся по инвесторам изобретатели зачастую такую несусветицу несут, что не приведи, Господи. И с этим «не приведи, Господи», менеджерам приходится работать по полной программе, на полном серьезе. И не приведи Господи, просто послать какой-нибудь источник энергии из вакуума с использование наноэффектов куда подальше. По уставу должно разобраться и культурно довести до сведения первоооткрывателя, что он не первый и не совсем прав. Иначе при очередной проверке очередной товарищ от очередного контрольного органа строго спросит, а почему по этому проекту отказ дан был без экспертизы специалистов. И даже если будет представлено заключение экспертов, что проект, мягко говоря, полный бред, то тот же товарищ может достать из портфеля бумажку, со словами: «Надо бы еще ваших экспертов проверить, а то вот у меня сигнал, от товарища Сидорова из Госдумы, имеется, что РОСНАНО не дает хода проектам самородка нашего, Петрова. Президент, понимаешь, дал установку на модернизацию, а у вас тут изобретателей душат».
brodyaga, 06.07.2010 12:49:21
Справедливости ради, стоит все-таки отметить, что в РОСНАНО сейчас не около 700 сотрудников, а менее 450, да и число запущенных проектов на данный момент не 3 и не 8, а более 60-ти http://www.rusnano.com/Section.aspx/Show/15606.

А по поводу «Реальной-то промышленности нет, есть только вкладывание денег и получение прибыли» – в самую дырочку, как в Советской Армии прапорщики новобранцев наставляли. Только, при всем уважении к великой нации, опять таки стоит заметить, что Россия не Израиль. Масштаб несколько другого порядка, и полтора человека наноиндустрию в России не поднимут.

Да и бизнес российский... Старый фильм в связи с нашим бизнесом вспоминается. «Полосатый рейс». Кадры прибытия иностранного укротителя. Его последняя фраза: «Вы не есть тигр! Вы есть свинья!» То ж самое про наш бизнес в сердцах сказать можно: «Вы не есть бизнес...» далее по тексту из «Полосатого рейса». На бескрайних российских просторах одни командировки сожрут весь бюджет самой успешной израильской компании. И никакие новые технологии пока что здесь не помогут. Нашим бизнесменам глаза в глаза смотреть надо, когда про деньги речь идет. И то сразу не поймешь, что за душой лежит. Не такой уж мягкий и пушистый наш бизнес, как некоторым юристам представляется. «Хватит кошмарить бизнес» – фраза, конечно, крылатая, пока на землю не опустишься. А глубже в это дело нырнешь – за голову схватишься.

В конторах все прихвачено. Сбытовики и снабженцы, а у многих эта функция сведена в одну харю коммерческого директора, плотно сидят на откатах, и черта лысого их с прикормленного места сдвинешь. Потому как и патронам с того дела мимо кассы деньга отстреливается. Всех все устраивает. Ну, рабочие там ропщут. Так с ними разговор короток – не устраивает – тебя никто не держит, найдем другого. Вот и весь разговор с нашим бизнесом, который президент не велит кошмарить, хотя кошмар там еще тот. Саяно-Шушенская ГЭС и шахта Распадская – это лишь вершинка айсберга. В малом бизнесе про всякие там цивилизованные условия труда и речи быть не может. Все на совести хозяина, которую, зачастую, днем с огнем не найдешь. Есть, конечно, контролирующие органы... Но это уже отдельная отрасль нашего бизнеса. Одна из самых рентабельных. Круче только место в Думе и Совете Федераций.

И во всем этом... ну ситуация такая, приходится работать менеджерам РОСНАНО. И стоит признать, кое-что у них получается. Сие не реверанс с низким поклонам, а констатация фактов. Деньги пошли в производство. Заводы строить начали. Пусть другой сделает лучше. Если сможет. В наших условиях. Или изменит сами условия. Если сможет.
Перейти к обсуждению на форуме >>
Интернет-ресурсы

Популярные тэги ntsr.info

Нано в играх

Нанотехнологическое общество России

email: orgnanosociety@mail.ru